|
|||||||||
И НА ВЫСТАВКАХ БЫВАЮТ РЕКОРДЫ
Дубна становится мировой столицей композитов
Инновационная российская компания - научно-производственное предприятие "Прикладные перспективные технологии - АпАТэК" (Applied Advanced Technology Company, LTD ), производственное подразделение которой расположено в подмосковной Дубне, во второй раз завоевала Гран-при на международной выставке композитных материалов в Париже в номинации «Транспорт». В истории этих представительных форумов, которые проводятся в столице Франции ежегодно, такое случилось впервые: за последние 10 лет порядка 800 компаний из многих стран мира боролись за победу в инновационном конкурсе (JEC Innovation Programme), 77 из них становились победителями в различных номинациях, но ни одна не была удостоена этой престижной награды (ее называют «Оскаром» в композитах) дважды. Свой первый Гран-при на выставке композитов в Париже НПП «АпАТэК» завоевало в 2002 году. Российский прорыв в сложившейся мировой высококонкурентной среде был тогда поистине сенсационным: это все равно как если бы российский автомобиль занял первое место на мировом автомобильном салоне, отметила тогда одна из ведущих российских газет. Однако для инновационной компании, которую в 1991 году создали ученые и инженеры – выходцы из аэрокосмической промышленности, этот успех был отнюдь не случайным: к тому времени российские специалисты уже имели достаточный опыт не только в разработке современных композитных материалов, в том числе не имеющих аналогов в мире, но и в их применении, в частности, на железнодорожном транспорте. Как вспоминает генеральный директор этого предприятия, доктор технических наук, профессор А.Е.Ушаков, в свое время МПС России поставил задачу по реконструкции высокоскоростного участка магистрали Москва – Санкт-Петербург, и требовались абсолютно новые решения, которые не имели аналогов в мировой практике. И в 1998 году НПП «АпАТэК» разработало, а с 1999 года начало активно внедрять новое техническое решение в виде лотков для водоотводов, выполненных из композиционных материалов. Изделие это весьма ответственное: если, по каким-либо причинам, произойдет его разрушение, это может привести к размыву пути, а значит, обеспечить высокоскоростной режим поездов, курсирующих между двумя российскими столицами, просто нельзя. Сегодня высоконадежные и экономичные лотки из композитов применяются в устройстве не только железных, но и автомобильных дорог (они установлены, к примеру, на МКАД). Но железнодорожники остаются одним из самых надежных партнеров в широком применении новых перспективных материалов: сегодня больше половины российских железных дорог оснащены новыми конструкциями изолирующих стыков с несущими элементами из «апатэковских» композитных материалов. Первый «вечный» пешеходный мост, надежный и практически не требующий эксплуатационных расходов (изготовление мостов, мостовых конструкций и автоэстакад из композиционных материалов - новое направление в работе компании), построен также у железнодорожной платформы - в Чертаново. Вот почему генеральный директор НПП Андрей Ушаков на вопрос, что же помогло российскому предприятию во второй раз одержать блестящую победу на престижном международном конкурсе, ответил так: - Думаю, что в первую очередь помог климат, который существует в нашей стране: есть отрасли, в частности, железнодорожный транспорт, которые поддерживают внедрение новейших материалов. Конечно, без заинтересованного в конечном результате заказчика мы не смогли бы решить эту задачу. Это первое, что нам помогло. Ну и, безусловно, квалификация и энтузиазм сотрудников, и не только нашего предприятия. Очень серьезно нам помог МИИТ, ныне Московский государственный университет путей сообщения, в лице Е.С.Ашпиза, который поддержал наши разработки методическими материалами. В результате совместной работы нам удалось создать продукт, который даже на сегодняшний день не имеет аналогов. Это, кроме всего прочего, позволило нам сейчас в числе трех-четырех компаний бороться за победу в тендере, который проводят французские железные дороги (звонок с просьбой о комментарии застал А.Е.Ушакова в Брюсселе, где он встречался с руководителями компании, которая представляет российское предприятие в этом тендере – Авт.). Используя и наш опыт, они планируют в ближайшие три года заменить более 800 км лотков на лотки из композиционных материалов. А это объем очень серьезный: контракт может составлять более 100 миллионов евро. Победу в JEC Innovation Programme профессор Ушаков назвал знаменательным событием не только для своего предприятия, но и для научно-технической общественности страны и, конечно, Дубны, подчеркнув, что подмосковный наукоград становится мировой столицей композитов: за последние пять лет это уже третий дубненский приз на международной выставке композиционных материалов в Париже – дважды, в 2002 и 2007 годах, его обладателем становился «АпАТэК», а в прошлом году совместно с одной из норвежских компаний такую премию в инновационном применении новых материалов завоевала компания «Каменный век». Как отмечает руководитель территориального управления РосОЭЗ по Московской области Александр Рац, это важно для Дубны, поскольку разработка новых материалов и материаловедение – одно из приоритетных направлений деятельности в создаваемой здесь технико-внедренческой особой экономической зоне.
Свою заявку на получение статуса резидента ОЭЗ «АпАТэК», кстати, подал
одним из первых, создав для работы в особой экономической зоне
научно-технологический и испытательный центр «АпАТэК-Дубна». Вера Федорова |
28 марта 2023 |
||||||||
|
|||||||||
|
|
||||||||