|
|||||||||
Реализация перспективных технологий авиастроения
в промышленности, на транспорте и в строительстве
Научно-производственное предприятие "Прикладные перспективные технологии - АпАТэК" (APPLIED ADVANCED TECHNOLOGY COMPANY LTD - ApATeCh) основано в 1991 году. В настоящее время НПП "АпАТэК" сочетает в себе функции научно-технического центра и серийного производства, специализирующегося в области разработки и производства высокоответственных наукоемких изделий общего и транспортного машиностроения с применением композиционных материалов. С момента создания НПП "АпАТэК" успешно реализует основополагающий принцип в своей деятельности - сочетание фундаментальной науки с прикладными исследованиями и практической работой на серийных предприятиях. Основным направлением деятельности НПП "АпАТэК" является транспортное машиностроение: авиастроение, автомобилестроение, железнодорожный и городской транспорт, а также строительство и инфраструктура городского хозяйства. НПП "АпАТэК" представляет собой один из немногих примеров реального прорыва технологий и материалов, которые разрабатывались и применялись для создания высокоэффективных авиационных конструкций, в железнодорожный и городской транспорт, в строительство. В период с 1993 по 1995 годы по заданию Департамента пути и сооружений МПС РФ наше предприятие совместно с ВНИ-ИЖТ и ПТКБ ЦП МПС РФ разработало различные варианты композитных накладок для изолирующих стыков железнодорожного пути. С этого времени НПП "АпАТэК" выполняет заказы МПС РФ на федеральном уровне, обеспечивая внедрение новых конструкций изолирующих стыков с целью повышения надежности рельсовых цепей и безопасности движения железнодорожного транспорта. На конец 2002 года по всей сети железных дорог России, стран Балтии и Казахстана эксплуатируется более 350000 изолирующих стыков с композитными накладками "АпАТэК". Изолирующие стыки "АпАТэК" установлены в метрополитенах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Самары. Композитные и металлокомпозитпые изолирующие стыки эксплуатируются на железных дорогах Бельгии, Франции, Италии, Китая, а также в метрополитене Парижа. Можно утверждать, что объем внедрения высоконагруженных изделий из стеклопластика, какими являются накладки "АпАТэК", значительное событие и не имеет аналогов в мировой практике применения композиционных материалов для высокоответственных изделий. Наше предприятие вносит ощутимый вклад в повышение надежности и безопасности эксплуатации муниципального транспорта Москвы, Санкт-Петербурга и других крупнейших городов России. НПП "АпАТэК", совместно со специалистами "Мосгортранс" и ВНИИЖТ, разработало и организовало серийное производство принципиально новых конструкций полимерных натяжных и секционных изоляторов, которые в настоящее время успешно эксплуатируются на наиболее ответственных участках контактной сети троллейбусных и трамвайных линий. НПП "АпАТэК" имеет большой опыт в разработке и изготовлении принципиально новой конструкции полимерных изоляторов для контактной сети железных дорог с номинальным напряжением 3 кВ постоянного и 25 кВ переменного тока. Конструкция полимерных изоляторов разработана НПП "АпАТэК" по техническому заданию Департамента электрификации и электроснабжения МПС РФ. Серийно изготавливаются натяжные, консольные и фиксаторные изоляторы (15 типов). Стеклопластиковый стержень изготавливает ООО ПО "АпАТэК-Дубна" (г. Дубна, Московская обл.). ООО ПО "АпАТэК-Дубна" имеет сертификат соответствия требованиям МС ИСО 9001-94 и ГОСТ Р ИСО 9001-96 на систему качества № ССФЖТ RU.0004.H.00002, что свидетельствует о качестве выпускаемой продукции и об уровне организации и обеспечения производства. По итогам 1997 года общий объем высокоответственных изделий, поставленных различным организациям России и стран Балтии, в пересчете на вес превысил 800 тони, что выдвинуло НПП "АпАТэК" в число крупнейших российских и мировых производителей продукции из конструкционных композиционных материалов. По итогам 2002 года объем выпуска продукции составил 1500 т в год. В соответствии с заказом МПС РФ в 1997-1999 годах разработана конструкция и технология изготовления, создано серийное производство принципиально новой конструкции клееболтового изолирующего стыка для рельсов Р65. Эта продукция является импортозамещающей. НПП "АпАТэК" является единственным производителем этой продукции. По своим техническим характеристикам она соответствует всем требованиям МПС РФ и не уступает аналогичной продукции зарубежных фирм, например "Электротермит" (Германия). В 1999 г. совместно с заводом МПС РФ "Ремпутьмаш" (г. Калуга) организовано новое направление в деятельности НПП "АпАТэК", а именно - создание путевых машин нового поколения, отвечающих современным требованиям путевого хозяйства России. НИИ "АпАТэК" выступило как головной исполнитель в части измерительных систем, управляющих и исполнительных органов при создании и эксплуатации рельсошлифовальго поезда. Следует отметить, что аналогичная продукция ни в бывшем СССР, пи в РФ ранее не производилась. В данном случае разрабатывается импортозамещающая продукция, аналогичная продукции известной зарубежной фирмы "SPENO" (Швейцария). С 2000 года по настоящее время выпущено и модернизировано по заказам МПС РФ семь серийных рельсошлифовальных поездов. Активно работая в различных сферах производства, НИИ "АпАТэК" накопило значительный опыт выполнения заказов от единичных изделий до массового производства, при этом максимально удовлетворяя пожелания заказчиков. Большое внимание уделяется постоянному контролю за эксплуатацией изготовленной продукции и выполнению гарантийных обязательств. В целях интеграции с экономикой других государств и установления более тесных контактов с производителями сырья и потребителями готовой продукции в 1999 году было организовано предприятие "АпАТэК-Полоцк" (г. Полоцк, Беларусь). НПП "АпАТэК" - лидер в отечественной промышленности по разработке и производству высокоответственных изделий с применением композиционных материалов. Достижения НПП "АпАТэК" в области науки, производства и эксплуатации выеокоответственных изделий имеют мировое признание. НПП "АпАТэК" участник многих международных конференций и выставок. За достижения в области науки, техники и производства, на ежегодно проводимой выставке ЛЕС (т. Париж, Франция) среди более, чем 850 участников, в 2002 г. НПП "АпАТэК" заняло первое место в номинации "Транспорт", за внедрение композитных накладок на сети железных дорог России и стран Балтии. В ряде областей, связанных, например, с созданием и эксплуатацией авиационной техники. НПП "АпАТэК" имеет неоспоримые преимущества в России. Это, прежде всего направления, связанные с производством изделий из КМ методом пултрузии и РТМ - технологией. В этих областях НПП "АпАТэК", разработал ряд технологий мирового уровня. Это свидетельствует о том, что НПП "АпАТэК" владеет новейшими технологиями 21-го века, которые он освоил за счет собственных средств. РТМ технология и пултрузия широко используются в автомобильной промышленности, в железнодорожном и морском транспорте, в газовой, химической и нефтехимической промышленности, в строительстве, в производстве товаров народного потребления. В последнее время НПП "АпАТэК" осваивает новую область деятельности в России - использование композиционных материалов для строительства мостовых сооружении и в вагоностроении. ООО ПО "АпАТэК-Дубна" выиграло первый конкурс инновационных проектов, проводимых в целях реализации программы развития города Дубны, как наукограда РФ, на 2002-2006 гг. по теме "Создание мостовых конструкций из композиционных материалов на основе крупногабаритных профилей, изготовленных методом пултрузии". В рамках этого проекта НПП "АпАТэК" планирует изготовление собственного профиля для настила автомобильных мостов. В настоящее время в мире производят собственный профиль для настила только Martin Marietta Composites (США) (их профиль создан 4 года назад) и Европейский консорциум ASSET. НПП "АпАТэК" успешно реализует свои достижения при изготовлении интерьера и кресел вагонов повышенной комфортности для электропоездов. Мы выиграли конкурс на оснащение вагонов новыми интерьерами и креслами для 15 электропоездов, которые; появятся на железных дорогах Москвы и Московской области до конца этого года. Два таких электропоезда уже эксплуатируются на Ярославском направлении Московской ж/д. Таким образом, объединение "АпАТэК" представляет собой предприятие, которое в состоянии решать задачи по созданию и организации производства высокоответственных и наукоемких изделий, не имеющих отечественных аналогов и по своим служебным характеристикам находящихся на уровне лучших мировых образцов или даже их превосходящих. Этот уровень достигнут благодаря тому, что часть производств размещена в городе - наукограде Дубне. Администрация города всегда поддерживала инновационные начинания НПП "АпАТэК". В свою очередь реализация полученных проектов НПП "АпАТэК" открывала новые рабочие места и увеличивала налоговые поступления в бюджет города. Выбор стратегического направления развития объединения "АпАТэК" на создание наукоемких конструкций с использованием новейших материалов и технологий позволил сохранить и приумножить накопленный в России интеллектуальный и производственный потенциал в этой области. История предприятия показывает, что и раньше наши специалисты решали и выполняли задачи государственного масштаба, и сейчас, изменив организационную форму предприятия, мы продолжаем решать технические задачи, значимые для России в целом. Решение этих задач во многом зависит от организационных форм работы. По нашему мнению целесообразно создать консорциум по продвижению новых материалов и технологий. В пего должны войти государственные и частные структуры, определяющие разработку и применение композиционных материалов, в том числе, такие как Минпромнауки, МПС, МЧС, Госстрой и ряд других. Ушаков Андрей Евгеньевич Генеральный директор НПП "АпАТэК", д.т.н., профессор |
28 марта 2023 |
||||||||
|
|||||||||
|
|
||||||||